Умножение сущностей; начнём.

Стас Наранович, человек бесконечно меня вдохновляющий, решил вести дневник военных лет. Его инициатива побудила меня также попробовать фиксировать мысли на происходящем моменте. Посмотрим, что получится.

Идёт десятый день с момента, как Владимир Путин объявил по телевизору о начале “спецоперации по демилитаризации и денацификации Украины”. Рассказываю израильской подруге, пытающейся через мессенджер морально поддержать, что начал читать “По ту сторону преступления и наказания” Жана Амери. В эссе “На рубежах духа” он разбивает популярный аргумент Егора Летова, будто “не бывает атеистов в окопах под огнём”. В концлагере определённо бывают. Он сам тому пример. В то же время Амери ломает все логические построения секулярных атеистов о вредности и ненужности религии. Он честно признаётся, что убеждённые верующие — будь они христианами, иудеями или марксистами — переносили страдания совершенно иначе, находясь как бы в другой реальности, и с точки зрения иной перспективы. Да, Докинз может быть прав в том, что открытый им мем — ментальная болезнь. Да, вероятно в мире спокойной британской университетской обыденности он может казаться анахронизмом и вредоносной заразой. Но разве отвечает описание неудобств от совместной жизни с людьми, заражёнными мемами, на вопросы о генезисе и сохранении мемов на протяжении истории цивилизации? Конечно, нет. Тогда как Амери — отвечает:

Греческая цивилизация была построена на рабстве, а армия афинян творила на Мелосе то же самое, что СС на Украине. Свет истории высвечивает повсюду в глубинах времён несчётные человеческие жертвы, ну а вечный человеческий прогресс и без того был не более чем наивной идеей XIX столетия. “Левой, два, три, четыре” — такой же ритуал, как любой другой. Против зверств особых аргументов не было. Аппиева дорога была окаймлена крестами с распятыми рабами, а над Биркенау плыл смрадный дым от сожжённых человеческих тел. Здесь мы были не Крассами, а Спартаками, вот и всё.

Получается, заражённые ментальной болезнью, не важно коммунисты они были или христиане, как это ни кощунственно звучит, оказались приспособленнее к условиям, подобно тому как приплывшие в Америку заражённые от скота европейцы — приспособленнее индейцев.

Наше благополучие к несчастью также оказалось аномалией. И вероятно то, что кто-то там наверху оказался настолько далёк от реальности, что нам всем пожинать плоды его решений ещё долгие годы — вовсе не отклонение от нормы, а возвращение к ней.

С такими мыслями я провожал этот день.